Советские истребители

Главная

истребитель И-15 И-153.

И-15 — один из лучших в мировой практике самолетостроения образцов истребителя-биплана — был разработан в 1933 г. в КБ Н.Н.Поликарпова. По схеме и конструкции И-15 представлял собой дальнейшее развитие истребителя И-5, но имел более совершенную аэродинамику и гораздо более мощный мотор воздушного охлаждения М-25 (лицензионное воспроизводство американского Райт "Циклон" Ф-3). Характерная особенность И-15 заключалась в своеобразной форме верхнего крыла, имевшего схему "чайка", что способствовало уменьшению аэродинамического сопротивления и давало лучший обзор вперед-вверх.

Летные испытания И-15 начались в декабре 1933 г. Истребитель по всем показателям существенно превзошел И-5. В 1934 г. И-15 был запущен в серию. Устойчивый, легкоуправляемый, с высокими летными данными, исключительной маневренностью и отличными взлетно-посадочными характеристиками, этот истребитель пользовался заслуженной любовью летчиков.

И-15 стал одним из первых отечественных боевых самолетов, на котором советские летчики-добровольцы вступили в борьбу с фашистами. Это произошло осенью 1936 г. в Испании, а уже через год, в Китае, наши летчики на этом истребителе встретились в бою с японскими захватчиками. Воздушная война в небе Испании показала полное превосходство И-15 над основными и лучшими истребителями мятежников — немецким Хейнкель Не-51-А-1 и итальянским Фиат CR.32. По основным показателям И-15 превосходил и японский истребитель-биплан KI.10 (в СССР он назывался И-95). Благодаря высоким боевым качествам И-15 приобрел репутацию сильнейшего маневренного истребителя.

Как это ни парадоксально, признание к И-15 пришло уже после того, как его сняли с производства (всего за 1934—1936 гг. построили 384 самолета). Чтобы повысить путевую устойчивость и тем самым улучшить условия прицеливания, а также улучшить обзор вперед-вбок (что важно в первую очередь на посадке) военные специалисты рекомендовали Н.Н.Поликарпову вернуться к обычной схеме верхнего крыла. Хотя конструктор и не был согласен с этим предложением, но вынужден был уступить, и с 1938 г. в серии пошел истребитель И-15бис. По сравнению с И-15 верхнее крыло этого истребителя было прямым (без "чайки"). Конструкторы улучшили капотирование мотора и усилили конструкцию самолета. И-15бис оснащался более мощным и высотным мотором М-25В и имел более сильное вооружение.

На истребителе И-15бис советские летчики-добровольцы сражались в небе Испании, Китая и Монголии. Несмотря на то, что по своей маневренности и скороподъемности И-15бис оставался среди лучших самолетов своего времени, его скорость стала уже недостаточна. Летчикам, воевавшим на И-15бис, стало трудно бороться с более скоростными истребителями-монопланами, такими, как немецкий Мессершмитт ВМ09 и японский И-97. ВВС требовалась более скоростная машина.

Словно предвидя такую ситуацию, Н.Н.Поликарпов еще в 1937 г. разработал проект нового истребителя-биплана И-153. Он представлял собой дальнейшее развитие И-15бис, но имел улучшенную аэродинамику, усиленную конструкцию и убирающееся шасси. Верхнее крыло самолета вновь приобрело форму "чайка", такое же название получил и истребитель.

В 1938 г. на испытаниях И-153 показал прекрасные летные данные. При таком же, как у И-15бис, моторе скорость возросла на 41-45 км/ч. С 1939 г. началось серийное производство И-153. В том же году истребитель стали оснащать более мощным и высотным мотором М-62 и винтом изменяемого шага, что улучшило летные данные этого самолета.

И-153 неплохо показал себя в воздушных боях в Монголии, где имел превосходство над японскими истребителями. Но все же время маневренных бипланов уже прошло. Хотя И-153 и был наиболее совершенным маневренным истребителем своего времени, дальнейших перспектив такие самолеты уже не имели. В советских ВВС И-153 стал последним серийным истребителем-бипланом. Господствующей для истребителя стала схема скоростного моноплана.

И-15бис и И-153, так же как и другой современный им истребитель И-16 широко применялись в начальный период Великой Отечественной войны. Конечно, в то время эти самолеты не могли уже на равных бороться с новыми истребителями противника. Но тем не менее именно им суждено было вынести основную тяжесть борьбы в воздухе в первый, наиболее трудный, период войны.

Советская авиапромышленность выпустила 2408 истребителя И-15бис (1938—1939 гг.) и 3437 истребителей И-153 (1939—1941 гг.).



 

Самолет - И-15
Год выпуска - 1934
Мотор/Мощность, л.с.  - М-25/640
Длина самолета, м - 6.1
Размах крыла, м - 9.75
Площадь крыла, м2 - 23.55
Взлетный вес, кг - 1390
Максимальная скорость, км/час у земли - 315
на высоте 3000 м - 367
Время набора высоты 5000 м, мин - 6.2
Время виража на высоте 1000 м, сек - 9.0
Практический потолок, м - 9800
Дальность полета, км - 550
Число пулеметов - 2
 

Самолет - И-15 бис
Год выпуска - 1937
Мотор/Мощность, л.с.  - М-25В/775
Длина самолета, м - 6.27
Размах крыла, м - 10,2
Площадь крыла, м2 - 22,5
Взлетный вес, кг - 1700
Максимальная скорость, км/час у земли - 327
на высоте 3000 м - 379
Время набора высоты 5000 м, мин - 6.6
Время виража на высоте 1000 м, сек - 10,5
Практический потолок, м - 9300
Дальность полета, км - 520
Число пулеметов - 4
 
Самолет - И-153 "Чайка"
Год выпуска - 1939
Мотор/Мощность, л.с.  - М-62/1000
Длина самолета, м - 6.17
Размах крыла, м - 10,0
Площадь крыла, м2 - 22,14
Взлетный вес, кг - 1765
Максимальная скорость, км/час у земли - 364
на высоте 3000 м - 424
Время набора высоты 5000 м, мин - 5,7
Время виража на высоте 1000 м, сек - 13-13,5
Практический потолок, м - 10700
Дальность полета, км - 560
Число пулеметов - 2
 
Хостинг от uCoz