Советские истребители

Главная

истребитель И-16.

И-16, сконструированный под руководством и по инициативе Н.Н.Поликарпова в 1933 г., стал родоначальником нового вида боевых самолетов—скоростных истребителей. Его появление привело к пересмотру основных представлений о характере действий истребителей, тактике их применения и главных технических требованиях к самолетам этого класса. Словом, И-16 открыл новый

этап развития истребительной авиации. Правда, все достоинства скоростных истребителей стали очевидны не сразу, поскольку для их эффективного применения требовались существенные изменения в тактике, организации воздушного боя, да и в психологии летчика. Поэтому некоторое время скоростные истребители-монопланы и маневренные бипланы развивались параллельно, но уже к

концу 30-х годов монопланы заняли господствующее положение в авиации.

Создание скоростных машин, как особого в то время класса боевых самолетов, было связано с применением монопланной схемы, которая, собственно, только и могла обеспечить существенное продвижение по скорости. Переход к схеме скоростного моноплана потребовал решения целого комплекса научно-технических проблем и стал крупнейшим достижением советского самолетостроения первой половины 30-х годов.

За 1933—1934 гг. в СССР было создано три типа скоростных истребителей, разработанных под руководством А.Н.Туполева (И-14), Н.Н.Поликарпова (И-16) и Д.П.Григоровича (ИП-1). Наиболее удачным среди них оказался И-16. В этом самолете нашли свое воплощение лучшие качества скоростного боевого самолета: высокие летные характеристики и, в первую очередь, скорость, сравнительно хорошая для такого самолета маневренность, неприхотливость в наземной эксплуатации, живучесть в бою. И-16 представлял собой свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси. Мотор воздушного охлаждения М-25. Истребитель отличался необычайно малыми размерами, что обеспечивало минимальное аэродинамическое сопротивление. Одной из особенностей И-16 была очень задняя центровка. В соответствии с представлениями тех лет это сделали с целью улучшения маневренности. Считалось (почему-то), что чем менее устойчив самолет, тем он легче и лучше управляем.

Из-за этого И-16 оказался очень строгим в пилотировании и не прощал ошибок.

Серийное производство И-16 началось в 1934 г., и до 1937 г. СССР оставался единственной страной, имевшей на вооружении скоростные истребители.

С 1936 г. И-16 стали выпускать с более мощным мотором М-25А. Примерно с этого времени различные модификации И-16 стали обозначать как тип самолета. Так вариант истребителя с мотором М-25А назывался И-16 тип 5. Это была одна из самых массовых модификаций самолета.

Боевое крещение И-16 получил в Испании, где на нем сражались советские летчики-добровольцы, а также испанские летчики, прошедшие соответствующее обучение. Затем воздушная война в Китае и Монголии. И везде скоростной И-16 имел превосходство над самолетами противника. Только к концу 30-х годов появились более современные скоростные самолеты, такие как Мессершмитт ВМ09Е.

В процессе серийного выпуска И-16 постоянно улучшался. Появлялись все новые его модификации, отличавшиеся более мощными и высотными моторами (М-25В, М-62, М-63) и усиленным вооружением (в том числе скорострельными авиационными пушками и реактивными снарядами, что было впервые на истребителях). Выпускались и двухместные учебно-тренировочные варианты этого самолета.



 

Самолет - И-16 тип 5
Год выпуска - 1936
Мотор/Мощность, л.с.  - М-25А/715
Длина самолета, м - 6.07
Размах крыла, м - 9.0
Площадь крыла, м2 - 14,54
Взлетный вес, кг - 1590
Максимальная скорость, км/час у земли - 390
на высоте 3000 м - 45
Время набора высоты 5000 м, мин - 7,4
Время виража на высоте 1000 м, сек - 14-15
Практический потолок, м - 9100
Дальность полета, км - 540
Число пулеметов - 2
 

Самолет - И-16 тип 24
Год выпуска - 1940
Мотор/Мощность, л.с.  - М-63/1100
Длина самолета, м - 6.13
Размах крыла, м - 9,0
Площадь крыла, м2 - 14,54
Взлетный вес, кг - 1882
Максимальная скорость, км/час у земли - 415
на высоте 3000 м - 470
Время набора высоты 5000 м, мин - 5,8
Время виража на высоте 1000 м, сек - 17-18
Практический потолок, м - 9900
Дальность полета, км - 440
Число пулеметов - 4
 
Хостинг от uCoz