Советские истребители

Истребитель И-21.

Главная
Статьи:

И-21 М.М. Пашинин • 1940 г.

В конце 30-х годов были созданы мощные надежные авиационные двигатели водяного и жидкостного охлаждения. Конструкторы получили возможность разрабатывать принципиально новые самолеты, перейти от бипланов к скоростным монопланам. Однако возросшие скорости истребителей, построение тактики воздушного боя на активном маневрировании, с большими перегрузками, приводили к разрушению конструкции крыльев, особенно при пикировании.

Решением проблемы обеспечения прочности и жесткости крыла занялся М.М. Пашинин с группой инженеров Горьковского авиазавода №21. Ими был создан принципиально новый тип крыла с симметричным профилем. По расчетам конструкторов, такое крыло, новый двигатель водяного охлаждения М-107 (мощностью 1650 л.с), а также использование эжекторного эффекта выхлопных газов должны были обеспечить скорость на пикировании до 950 км/ч и более 680 км/ч в горизонтальном полете на высоте 7000 м при одновременном сохранении хороших несущих и пилотажных качеств.

Проектирование скоростного истребителя, получившего обозначение И-21, началось в январе 1940 г. В июле того же года был построен опытный образец. Технологически конструкция самолета повторяла выпускавшийся на заводе № 21 истребитель И-1б, поэтому налаживание серийного производства не должно было встретить серьезных трудностей. Прототип скоростного истребителя в числе новых истребителей был продемонстрирован в

День воздушного флота 18 августа 1940 г. на авиационном празднике в Тушино.


Поскольку мотор М-107 требовал доработки, на самолете был установлен серийный двигатель М-105 мощностью 1050 л.с. Даже с этим двигателем И-21 превосходил немецкий истребитель Bf 109E по скорости и скороподъемности.

Однако во время заводских испытаний выяснилось, что самолет недостаточно устойчив в полете и имеет большую посадочную скорость. В одном из полетов опытный образец потерпел аварию и после этого не восстанавливался.

На втором прототипе было установлено крыло с небольшим углом стреловидности. Самолет стал более устойчив. Максимальная скорость на высоте 5000 м составила 573 км/ч.

Работы над усовершенствованием И-21 продолжались. В январе 1941 г был построен третий прототип. Испытания самолета с крылом еще большей стреловидности и обрезанными законцовками начались в апреле того же года. Вместо двух крыльевых маслорадиаторов был установлен один под моторамой, высота водорадиатора уменьшена. Выхлопные патрубки двигателя были объединены в коллекторы. Площадь киля несколько увеличилась. Подобная модернизация позволила улучшить аэродинамические характеристики самолета. На испытаниях истребитель показал высокие летные данные. Он отличался хорошей устойчивостью, управляемостью и простотой пилотирования. Однако посадку на нем выполнять было сложнее, чем на самолетах Як-1 и Л аГГ-1, которые уже выпускались серийно.

В связи с этим работы над И-21 были прекращены, и серийно он не выпускался. Тем не менее отдельные удачные конструктивные решения — форма капота мотора и рациональная каплевидная форма кабины пилота при пониженном гаргроте — использовались на советских истребителях и в дальнейшем.




 
 

"Самолеты СССР второй мировой войны" В.Е. Юденок 2003 г.

 
Хостинг от uCoz