Советские истребители

Истребитель ИТП.

Главная
Статьи:

ИТП ОКБ E.H. Поликарпова • 1941 г.

В конце 30-х годов советские авиамоторные КБ разработали несколько новых типов перспективных авиационных двигателей мощностью от 1000 до 1700 л.с, резонно предполагая, что большая их часть в ближайшее время будет запущена в серийное производство. Самолетостроители начали проектировать под них ряд новых самолетов. Кроме того, к началу 40-х годов стало ясно, что самолеты с пулеметным вооружением не могут успешно вести борьбу с бронированными воздушными и наземными целями.

В ноябре 1940 г. ОКБ Н.Н. Поликарпова приступило к проектированию истребителя под рядные моторы водяного охлаждения с мощным пушечным вооружением, получившего обозначение ИТП (истребитель тяжелый пушечный). Самолет предназначался для ведения воздушного боя, сопровождения бомбардировщиков и нанесения ударов по наземным целям.

Истребитель разрабатывался под два варианта вооружения. По первому из них на машину должны были устанавливаться одна 37-мм мотор-пушка ШК-37 с боезапасом 50 снарядов и две синхронные 20-мм пушки ШВАК с общим боезапасом 400 снарядов. По второму варианту самолет оснащался более легкой 20-мм пушкой, боезапас увеличивался до 200 снарядов. Также предполагалось подвешивание бомбового или ракетного вооружения.

Конструктивно самолет представлял собой одноместный низкоплан смешанной конструкции — фюзеляж деревянный, крыло металлическое.

В мае-октябре 1941 г. был построен первый экземпляр тяжелого пушечного истребителя М-1 с двигателем М-107П взлетной мощностью 1400 л.с. Поскольку конструкторское бюро было эвакуировано, самолет совершил первый полет только 23 февраля 1942 г. Летные испытания машины довести до конца не удалось, так как опытный мотор часто выходил из строя.

В конце 1942 г. опытный экземпляр истребителя перевезли в Москву. На него установили двигатель М-107ПА (мощность 1650 л.с), 37-мм пушку заменили новой более легкой 20-мм. Взлетный вес самолета снизился с 3570 до 3366 кг. Расчетная максимальная скорость на высоте 6200 м должна была достигать 615 км/ч, а с учетом тяги, создаваемой реактивным выхлопным патрубком, — 645 км/ч на той же высоте. Практический потолок должен был составить 10 400 м, а время набора высоты 5000 м — 5,4 мин.

В августе 1943 г. по приказу НКАП машину подвергли статическим испытаниям, во время которых она выдержала 100% на- грузку. После этого выпускать истребитель в полет было нельзя. В дальнейшем самолет М-1 использовался в качестве вентилятора на моторно-испытательной станции завода.


Было решено готовить истребитель к серийному производству. Однако двигатель М-107ПА требовал доработки. В связи с этим конструкторами был разработан второй вариант самолета с мотором АМ-37. Его вооружение состояло из трех синхронных 20-мм пушек ШВАК Истребитель получил обозначение ИТП М-2. Машину построили в 1942 г. в эвакуации и в декабре перевезли в Москву, где она была модифицирована под двигатель АМ-39А (1800 л.с).

Первый полет истребитель М-2 совершил 23 ноября 1943 г. В июле 1944 г. проходили летные испытания, в ходе которых при форсажном режиме работы двигателя на высоте 2500 м была получена скорость 650 км/ч (у земли — 600 км/ч). Практический потолок составил 11 500 м.

Фактическая скорость истребителя М-2 оказалась в среднем на 40 км/ч меньше расчетной. Невысокой была и скороподъемность (время набора высоты 5000 м — 6 мин). Тем не менее первые же полеты показали, что ИТП после некоторых доработок может войти в число лучших пушечных фронтовых истребителей. Однако в связи с тем, что на заводах Советского Союза уже был налажен серийный выпуск самолетов с похожими летными данными, работы над истребителем М-2 прекратили.

Хотя ни один из вариантов тяжелого пушечного истребителя конструкторскому коллективу Н.Н. Поликарпова до серийного производства довести не удалось, накопленный при работе над ними опыт принес несомненную пользу другим КБ. Технологичность в массовом производстве, крайне необходимая в военное время, достигалась путем разбивки конструкции самолета на отдельно собираемые агрегаты, а также применения в узлах новых технических решений. Опытные двигатели, под которые проектировались изделия М-1, М-2, были позднее доработаны и использовались на самолетах Як-3, Як-9 и Ту-2.

Размещение радиаторов в крыле, впервые проверенное на изделиях «М», было признано перспективным . Это же в значительной степени относится и к вооружению самолетов. Комбинация, состоящая из трех пушек, впоследствии стала общепринятой на истребителях, в том числе реактивных, и использовалась на протяжении почти двадцати лет

В 1944 г. на основе конструкции ИТП М-2 был сделан эскизный проект высотного перехватчика, получившего обозначение ВП (К). На самолет предполагалось устанавливать двигатель АМ-39Б (мощность 1900 л.с.) с турбокомпрессором ТК-300Б. Размах крыла был увеличен до 11 м, кабина сделана герметизированной. Вооружение включало две 23-мм пушки. Расчетная скорость самолета должна была составить около 710 км/ч, практический потолок-14 050 м (время выхода на потолок — 18 мин). После смерти Н.Н. Поликарпова (в 1944 г.) рабочее проектирование истребителя было прекращено.




 
 

"Самолеты СССР второй мировой войны" В.Е. Юденок 2003 г.

 
Хостинг от uCoz