Советские истребители

Главная

истребитель Як-1, Як-7.

истребитель Як-1, Як-7 рисунок

К 1939 г. советское опытное самолетостроение оказалось в ситуации близкой к кризисной. Сказалась дезорганизующая роль репрессий, обрушившихся на отрасль в 1937—1938 гг. Кроме того, качественно новый уровень техники требовал новых технологий и материалов, новой организации производства и более широкой экспериментальной отработки. В области технологии и авиационных материалов Советской Союз еще отставал от передовых стран, что особенно сильно сказывалось на моторостроении, поскольку путь лицензионного производства и последующего совершенствования лучших иностранных моторов, весьма распространенный во всем мире, уже исключался ввиду резко обострившейся международной обстановки. Помимо этого, ведущий авиационный научный центр — ЦАГИ, созданный еще в 20-х годах в Москве, уже не мог в полном объеме обеспечить конструкторов экспериментальным материалом. Новый ЦАГИ, с его уникальными аэродинамическими трубами и стендами прочности, еще строили. Он был готов только к 1939—1940 гг.

К 1939 г. отставание советской авиации стало очевидным. Оно заключалось не столько в отсутствии в составе ВВС новых самолетов, сколько втом, что такие самолеты, за небольшим исключением, не были даже разработаны и испытаны. В первой половине 1939 г. руководство страны провело два широких совещания с привлечением работников наркомата авиационной промышленности, научных институтов, летчиков и военных специалистов. В результате был выработан комплекс мероприятий для скорейшей ликвидации отставания в области авиации. Одним из таких мероприятий была организация ряда новых конструкторских бюро. Началась чрезвычайно напряженная, можно даже сказать авральная, работа по созданию нового поколения советских самолетов.

Одним из первых удачных новых самолетов стал истребитель А.С.Яковлева И-26. Он вышел на испытания в январе 1940 г. Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции, хорошо приспособленной к условиям массового производства. Мотор жидкостного охлаждения М-105П. Вооружение состояло из одной пушки ШВАК калибра 20 мм, стрелявшей через полый вал редуктора винта, и двух синхронных скорострельных пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм. Отличительной особенностью этого самолета, как, впрочем, и других боевых самолетов А.С.Яковлева периода войны, был малый вес, хорошая устойчивость и простота пилотирования.

После испытаний и необходимых доработок И-26 запустили в серию и вскоре присвоили ему марку Як-1. В первой половине Великой Отечественной войны этот самолет стал одним из основных новых советских истребителей, а всего за 1940—1944 гг. было выпущено 8720 самолетов этого типа.

В первые полтора года войны Як-1 был лучшим советским истребителем. В нем гармонично сочетались высокие летные характеристики и вооружение. По сравнению с основным истребителем гитлеровской Германии Мессершмитт Bf-109E, Як-1 имел превосходство в скорости и всех видах маневра. Однако, с появлением более совершенного BM09F летные данные Як-1 стали уже недостаточны. Тогда по инициативе КБ А.С.Яковлева и НИИ ВВС была проведена модификация мотора, благодаря чему на небольших высотах, т.е. как раз там, где и велись в основном воздушные бои, мощность мотора существенно возросла. Истребитель Як-1 с новым форсированным мотором, имевшим обозначение М-105ПФ, строился серийно с лета 1942 г. По скорости на малых и средних высотах этот самолет не уступал основным немецким истребителям BM09F и G, по маневренности превосходил их, но немного уступал в скороподъемности.

В ходе серийного производства Як-1 неоднократно модифицировался. Одновременно со сменой мотора изменили и вооружение: вместо двух ШКАС поставили гораздо более эффективный крупнокалиберный (12,7 мм) пулемет У Б. Затем усовершенствовали аэродинамику, установили радио и улучшили обзор верхней полусферы из кабины летчика. Все проводимые мероприятия позволяли непрерывно поддерживать высокие боевые качества Як-1, и этот истребитель состоял на вооружении советских ВВС до конца войны.

Когда в 1939 г. создавался Як-1, конструкторы, взяв его за основу, разработали двухместный учебно-тренировочный истребитель УТИ-26. Он вышел на испытания вслед за И-26 и вскоре был принят к серийному производству под маркой Як-7УТИ. Надо сказать, что это был единственный двухместный истребитель нового поколения. Як-7УТИ, как и его последующий вариант Як-7В, во время войны сыграли исключительную роль в деле подготовки летного состава.

Як-7УТИ послужил прототипом и для одноместного истребителя Як-7. Одноместные боевые и двухместные учебные варианты Як-7 имели мало конструктивных отличий и их производство было унифицировано, что во время войны имело очень большое значение. Летные характеристики одноместных Як-7, Як-7А и Як-7Б оказались близки к характеристикам Як-1 соответствующего времени выпуска, а пилотажные их качества были еще лучше.

Как и Як-1, истребитель Як-7 стал одним из основных самолетов советской истребительной авиации в первой половине войны.

За 1941—1944 гг. было выпущено 6399 самолетов Як-7 в различных вариантах



 

Самолет - Як-1
Год выпуска - 1941
Мотор/Мощность, л.с.  - М-105П/1100
Длина самолета, м - 8,48
Размах крыла, м - 10
Площадь крыла, м2 - 17,15
Взлетный вес, кг - 2858
Максимальная скорость, км/час у земли - 480
на высоте 4950 м - 577
Время набора высоты 5000 м, мин - 5,7
Время виража на высоте 1000 м, сек - 20-21
Практический потолок, м - 10000
Дальность полета, км - 700
Число пулеметов - 2
Число пушек - 1

Самолет - Як-1
Год выпуска - 1943
Мотор/Мощность, л.с.  - М-105ПФ/1210
Длина самолета, м - 8,48
Размах крыла, м - 10
Площадь крыла, м2 - 17,15
Взлетный вес, кг - 2884
Максимальная скорость, км/час у земли - 531
на высоте 4100 м - 592
Время набора высоты 5000 м, мин - 5,5
Время виража на высоте 1000 м, сек - 17-18
Практический потолок, м - 10250
Дальность полета, км - 625
Число пулеметов - 1
Число пушек - 1  

Самолет - Як-7Б
Год выпуска - 1943
Мотор/Мощность, л.с.  - М-105ПФ/1210
Длина самолета, м - 8,48
Размах крыла, м - 10
Площадь крыла, м2 - 17,15
Взлетный вес, кг - 3005
Максимальная скорость, км/час у земли - 531
на высоте 3860 м - 588
Время набора высоты 5000 м, мин - 5,7
Время виража на высоте 1000 м, сек - 18-19
Практический потолок, м - 10200
Дальность полета, км - 600
Число пулеметов - 2
Число пушек - 1  

Хостинг от uCoz