Советские истребители

Главная

истребитель ЛаГГ-3

истребитель ЛаГГ-3 рисунок

Этот истребитель разрабатывался под руководством триумвирата конструкторов: С.А.Лавочкина, В.П.Горбунова и М.И.Гудкова. Опытный образец его, называвшийся И-301, вышел на испытания в марте 1940 г., т.е. вскоре после И-26 А.С.Яковлева.

Отличительной особенностью конструкции И-301 было широкое применение такого нового тогда материала, как дельтадревесина (пластифицированная древесина, обладающая большой прочностью). Металл использовался только там, где без него просто нельзя было обойтись (стальная монорама, капоты мотора из дюралевых сплавов). Такой подход к проектированию был вынужденным. Суть заключалась в том, что возможности цветной металлургии не поспевали за резко возросшими в предвоенные годы потребностями самолетостроения. Единственный путь, позволявший в этих условиях наладить массовый выпуск новых боевых самолетов, заключался в использовании дерева. Оно в большей или меньшей степени применялось в конструкции и других самолетов, в частности, Як-1 и МиГ-3, а И-301 наиболее полно воплощал в себе идею цельнодеревянной машины, что считалось большим его преимуществом. Другая отличительная черта И-301 заключалась в необычно мощном вооружении — пушка 23 мм и два синхронных крупнокалиберных пулемета БС, в дополнение к которым могли устанавливаться еще два ШКАС.

И-301 прошел испытания в целом успешно. Однако перед организацией серийного производства было выдвинуто дополнительное требование о повышении дальности полета до 1000 км. Конструкторам пришлось установить дополнительные баки, хотя тогда уже было ясно, что с таким запасом топлива самолет будет слишком тяжел.

Первые серийные самолеты, получившие марку ЛаГГ-3, начали сходить с конвейера в 1941 г. Так же как Як-1 и МиГ-3, этот истребитель в первый период войны стал одним из основных самолетов нового поколения советских ВВС.

Состав вооружения ЛаГГ-3 в процессе серийной постройки менялся. В наиболее типичном для 1941 г. варианте оно состояло из пушки калибра 20 мм и синхронных пулеметов — одного БС и двух ШКАС. Кроме того, под крылом можно разместить 6—8 реактивных снарядов. К сожалению, при освоении ЛаГГ-3 в производстве и в процессе его доводки не удалось сохранить его высокие летные данные. Особенно сильно снизилась скорость.

Наиболее успешно ЛаГГ-3 действовал против бомбардировщиков противника, где его превосходство в летных данных и мощь вооружения имели решающее значение. Хорош был этот самолет и для выполнения штурмовых задач. Но все же летчикам на ЛаГГ-3 чаще приходилось вести воздушные бои с истребителями противника. Здесь со всей очевидностью проявились недостатки ЛаГГа, обусловленные слишком большим его весом. По основным показателям он уступал Мессершмитту ВМ09Е и BM09F.

По решению Государственного Комитета Обороны на одном из самых мощных авиационных заводов, выпускавших большинство ЛаГГ-3, их производство было прекращено. Вместо ЛаГГа там был налажен выпуск истребителей Як, а ЛаГГ-3 продолжали строить на заводе в г.Тбилиси. Там под руководством В.П.Горбунова в 1942— 1943 гг. провели работы по повышению боеспособности ЛаГГ-3. На истребитель установили более мощный мотор М-105ПФ, облегчили конструкцию, сняли часть вооружения, уменьшили запас топлива и улучшили аэродинамику. В результате по основным летным данным ЛаГГ-3 практически сравнялся с Як-1, хотя и уступал последнему в пилотажных качествах.

Всего за 1941—1944 гг. авиационные заводы построили 6528 истребителей ЛаГГ-3.



 

Самолет - ЛаГГ-3
Год выпуска - 1941
Мотор/Мощность, л.с.  - М-105П/1100
Длина самолета, м - 8,81
Размах крыла, м - 9,81
Площадь крыла, м2 - 17,62
Взлетный вес, кг - 3280
Максимальная скорость, км/час у земли - 474
на высоте 5000 м - 549
Время набора высоты 5000 м, мин - 8,5
Время виража на высоте 1000 м, сек - 24,5
Практический потолок, м - 9300
Дальность полета, км - 700
Число пулеметов - 3
Число пушек - 1

Самолет - ЛаГГ-3
Год выпуска - 1943
Мотор/Мощность, л.с.  - М-105ПФ/1210
Длина самолета, м - 8,81
Размах крыла, м - 9,81
Площадь крыла, м2 - 17,62
Взлетный вес, кг - 2990
Максимальная скорость, км/час у земли - 542
на высоте 3560 м - 591
Время набора высоты 5000 м, мин - 5,6
Время виража на высоте 1000 м, сек - 18-19
Практический потолок, м - 9500
Дальность полета, км - 650
Число пулеметов - 1
Число пушек - 1  

Хостинг от uCoz